Синдром эмоционального выгорания возможен у представителей всех профессий, негативные последствия стрессов испытывают все люди.
Среди профессий, в которых этот синдром встречается наиболее часто (от 30 до 90% работающих), следует отметить врачей, учителей, психологов, социальных работников, спасателей, работников правоохранительных органов.
Синдром выгорания развивается постепенно. Поначалу у «выгорающего» начинают расти напряженность в общении с коллегами, трудности в отношениях с начальством, конфликты в семье, физические и эмоциональные перегрузки. Человек все чаще тревожится и чувствует себя «загнанным в клетку». Эмоциональное переутомление переходит в физическое.
Профилактика и преодоление СЭВ
Поддержка принципов командного подхода в работе позволяет разрешить ряд проблем.
Профилактические мероприятия должны направляться на снятие действия стрессора:
-
Снятие рабочего напряжения;
-
Повышением профессионального уровня, в первую очередь регулярным обучением;
-
Правильной организацией работы; коллектива. Со стороны администрации нужна система поощрений, должны использоваться методы психологической разгрузки, отслеживаться неявные конфликты между сотрудниками, сотрудниками и администрацией, что способствует благоприятному психологическому климату в коллективе;
-
Необходимо обратить внимание на улучшение условий труда - характер складывающихся взаимоотношений в коллективе;
-
Отработкой личных проблем.
Соблюдая перечисленные данные рекомендации, можно не только предотвратить возникновение синдрома эмоционального выгорания, но и достичь снижения степени его выраженности.
В целях направленной профилактики следует:
-
Стараться рассчитывать и обдуманно распределять свои нагрузки;
-
Учиться переключаться с одного вида деятельности на другой;
-
Проще относиться к конфликтам на работе;
-
Не пытаться быть лучшим всегда и во всем. |
5 ключевых групп симптомов, характерных для синдрома эмоционального выгорания:
-
Физические симптомы: усталость, физическое утомление, истощение; изменение веса; недостаточный сон, бессонница; плохое общее состояние здоровья, в т.ч. по ощущениям; затрудненное дыхание, одышка; головокружение, дрожь; повышение артериального давления; воспалительные заболевания кожи; болезни сердечно-сосудистой системы.
-
Эмоциональные симптомы: недостаток эмоций; пессимизм, цинизм и черствость в работе и личной жизни; безразличие, усталость; ощущение беспомощности и безнадежности; агрессивность, раздражительность; тревога, усиление иррационального беспокойства, неспособность сосредоточиться; депрессия, чувство вины; истерики, душевные страдания; потеря идеалов, надежд или профессиональных перспектив; увеличение деперсонализации своей или других - люди становятся безликими, как манекены; преобладает чувство одиночества.
-
Поведенческие симптомы: рабочее время более 45 часов в неделю; во время работы появляется усталость и желание отдохнуть; безразличие к еде; малая физическая нагрузка; оправдание употребления табака, алкоголя, лекарств; несчастные случаи - падения, травмы, аварии и пр.; импульсивное эмоциональное поведение.
-
Интеллектуальное состояние: падение интереса к новым теориям и идеям в работе, к альтернативным подходам в решении проблем; скука, тоска, апатия, падение вкуса и интереса к жизни; большее предпочтение стандартным шаблонам, рутине, нежели творческому подходу; цинизм или безразличие к новшествам; малое участие или отказ от участия в развивающих экспериментах -тренингах, образовании; формальное выполнение работы.
-
Социальные симптомы: низкая социальная активность; падение интереса к досугу, увлечениям; социальные контакты ограничива-ются работой; скудные отношения на работе и дома; ощущение изоляции, непонимания других и другими; ощущение недостатка поддержки со стороны семьи, друзей, коллег.
|
В первую очередь необходимо обеспечить осознание проблемы и принятие адекватной ответственности на себя за свою работу, свой профессиональный результат, за свои решения, действия, изменение поведения. |
-
Необходимо иметь свободные вечера и выходные (не брать работу на дом).
|
-
Регулярные физические упражнения (как минимум 3 раза в неделю по 30 мин). Необходимость физических упражнений как пути выхода энергии, накапливающейся в результате стресса. Нужно искать такие виды активности, которые будут по душе (прогулки, бег, танцы, велосипед, работа в саду, на дачном участке и т.д.), иначе они будут восприниматься как рутинные и избегаться.
|
-
Адекватный сон как важнейший фактор, редуцирующий стресс. Сколько обычно Вы спите и сколько нужно, чтобы просыпаться отдохнувшими (от 5 до 10 ч, в среднем — 7–8 ч). Если наблюдается недостаточная продолжительность сна, можно ложиться на 30–60 мин раньше и контролировать результат через несколько дней.
-
Сон считается хорошим, когда люди просыпаются отдохнувшими, чувствуют себя энергичными днем и легко пробуждаются утром, когда звонит будильник. |
-
Необходимо создание, поддержание «здорового рабочего окружения », когда осуществляется планирование очередности, срочности выполнения дел, управление своим временем и др.
-
Организация своей работы: короткие перерывы в работе, которые более эффективны, чем редкие и длительные, своевременное питание.
|
- Делегирование ответственности (разделять ответственность за результат деятельности с учениками). Выработка умения говорить «нет».
- Те люди, которые придерживаются позиции «чтобы что-то было сделано хорошо, надо делать это самому», напрямую идут к «выгоранию».
|
-
Активная профессиональная позиция, принятие ответственности на себя за свою работу, свой профессиональный результат, за свои решения, действия, изменение поведения. Действия по изменению стрессогенной ситуации.
|
-
Наличие хобби (спорт, культура, природа). Необходимо наличие интересов вне работы, позволяющих снять напряжение, возникающее на работе. Желательно, чтобы хобби давало возможность расслабиться, отдохнуть (например, живопись, а не автогонки). | |