|
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Результаты исследований разных авторов позволяет выделить три группы факторов риска синдрома выгорания: личностные, ситуативные и профессиональные требования.
Тест "Стадии эмоционального выгорания" Инструкция: Пожалуйста, внимательно прочитайте каждое утверждение и на бланке для ответов обозначьте, как часто вы испытываете те или иные переживания. 0 – никогда; 1 – очень редко; 2 – редко; 3 – иногда; 4 – часто; 5 – очень часто; 6 – ежедневно.
1. Я чувствую себя эмоционально опустошенным(ой). 2. К концу рабочего дня я чувствую себя как выжатый лимон. 3. Я чувствую себя уставшим(ей), когда встаю утром и должен (должна) идти на работу. 4. Я хорошо понимаю, что чувствуют мои ученики, и использую это для более успешного лечения. 5. Я общаюсь с моими учениками только формально, без лишних эмоций, и стремлюсь свести время общения с ними до минимума. 6. Я чувствую себя энергичным и эмоционально приподнятым. 7. Я умею находить правильное решение в конфликтных ситуациях с учениками и их родителями. 8. Я чувствую угнетенность и апатию. 9. Я могу позитивно влиять на самочувствие и настроение учеников. 10. В последнее время я стал более черствым, бесчувственным по отношению к ученикам. 11. Как правило, окружающие меня люди слишком многого требуют от меня. Они скорее утомляют меня, чем радуют. 12. У меня много планов на будущее, я верю в их осуществление. 13. Я испытываю все больше жизненных разочарований. 14. Я чувствую равнодушие и потерю интереса ко многому, что радовало меня раньше. 15. Бывает, что мне действительно безразлично происходящее с некоторыми моими учениками. 16. Мне хочется уединиться и отдохнуть от всего и всех. 17. Я легко могу создать атмосферу доброжелательности и оптимизма в отношениях с моими коллегами и в отношениях с моими учениками. 18. Я легко общаюсь с учениками и их родителями, независимо от их социального статуса и характера. 19. Я многое успеваю сделать за день. 20. Я чувствую себя на пределе возможностей. 21. Я многого еще смогу достичь в своей жизни. 22. Ученики, как правило, неблагодарные люди.
Посчитайте свои баллы по каждому синдрому выгорания: эмоциональному истощению, деперсонализации и редукции личностных достижений. Низкий уровень свидетельствует об отсутствии выраженности данного показателя синдрома, средний – о том, что он находится в стадии формирования, высокий уровень – о том, что он сформирован.
(См. таблицу.)
* Обратный вопрос, который рассчитывается в обратном порядке и, таким образом, ответ ежедневно соответствует нулевому значению.
Стадия эмоционального истощения. Первая стадия связана с возникновением негативных переживаний, чувства эмоционального опустошения: «ничего я не хочу», «все одно и то же, ничего интересного», «как я ото всего устала, надоело все» и т.п. Эмоциональные перегрузки приводят к попытке самосохранения через отстраненность. Стадия деперсонализации. Эта стадия связана с возникновением бесчувственного, а иногда и циничного отношения к людям, в частности, к ученикам: «им ничего не надо, а мне больше их надо?», «неблагодарные, столько сил на них трачу, и все без толку», «ученики сейчас глупые, но хитрые» и т.д. Возникающие негативные установки могут поначалу иметь скрытый характер и проявляться во внутреннем сдерживаемом раздражении, которое со временем вырывается наружу в виде вспышек раздражения или конфликтных ситуаций. Возникает формальность в отношениях учитель – ученик: «Я не воспитатель, не нянька, а учитель, дам информацию – кто хочет и может, тот поймет, а нет, так нет». Часто жертвой негативного отношения становится ни в чем не повинный человек. Редукция личностных достижений. По мере развития синдрома проявляется снижение чувства собственной компетентности в своей работе, уменьшение ценности своей деятельности, негативное самовосприятие в профессиональном плане, снижение профессиональной мотивации, перекладывание ответственности на других. Появляется чувство собственной несостоятельности, безразличие к работе: «ничего не получается», «эта профессия – не моя, а что мое?.. не знаю…», «быстрее бы день в школе прошел», «какой смысл в моей работе – не знаю, они и без физики будут больше нас зарабатывать, а мы просто дураки». Это уже проявление третьей стадии эмоционального выгорания, которая может привести человека к обесцениванию усилий и потере веры в смысл жизни. Можно сказать, что синдром эмоционального выгорания затрагивает все уровни человеческой организации, происходят изменения физического, эмоционального, интеллектуального состояний, а также изменение поведения человека. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|