ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ СЛУЖБА

ГБОУ Школа № 630

Диагностика стрессоустойчивости

 

Результаты исследований разных авторов позволяет выделить три группы факторов риска синдрома выгорания:

личностные, ситуативные и профессиональные требования.

 

Личностные
факторы

Ситуативные требования

Профессиональные требования

Переживание несправедливости

Социальное сравнение и оценки других

Сложные

взаимодействия

Хроническое переживание одиночества

Несправедливость, неравенство взаимоотношений

Эмоционально насыщенное деловое общение

Переживание социальной незащищенности

Негативные или холодные, бесчувственные взаимоотношения с коллегами и подчиненными

Необходимость постоянного саморазвития и повышения профессиональной компетентности

Переживание социально-экономической нестабильности

 

«Трудные» ученики

Адаптация к новым людям, меняющимся профессиональным ситуациям

Переживание социальной и межличностной изоляции

Отсутствие корпоративной сплоченности,

низкая организационная культура

 

Поиск

новых решений

Неконструктивные модели преодолевающего поведения

Внутрифирменные и межличностные конфликты

Высокая ответственность за дело

и за других

Высокая мотивация власти, высокая

аффилиация

Ролевые конфликты, ролевая неопределенность

Самоконтроль

и волевые решения

«Трудоголизм»

Дефицит административной, дружеской, социальной, профессиональной и других видов поддержки

 

Неинтересная или нелюбимая работа

Низкая самооценка

Перегрузки

Бюрократизм и «бумажная» работа

Низкая профессиональная мотивация, мотивация избегания неудач

 

Недогрузки

Отсутствие готовых решений, необходимость творческого поиска

Эмоциональная неустойчивость, нереалистичные ожидания

  

Тест "Стадии эмоционального выгорания"

Инструкция:

Пожалуйста, внимательно прочитайте каждое утверждение и на бланке для ответов обозначьте, как часто вы испытываете те или иные переживания.

0 – никогда; 1 – очень редко; 2 – редко;

3 – иногда; 4 – часто; 5 – очень часто; 6 – ежедневно.

 

1. Я чувствую себя эмоционально опустошенным(ой).

2. К концу рабочего дня я чувствую себя как выжатый лимон.

3. Я чувствую себя уставшим(ей), когда встаю утром и должен (должна) идти на работу.

4. Я хорошо понимаю, что чувствуют мои ученики, и использую это для более успешного лечения.

5. Я общаюсь с моими учениками только формально, без лишних эмоций, и стремлюсь свести время общения с ними до минимума.

6. Я чувствую себя энергичным и эмоционально приподнятым.

7. Я умею находить правильное решение в конфликтных ситуациях с учениками и их родителями.

8. Я чувствую угнетенность и апатию.

9. Я могу позитивно влиять на самочувствие и настроение учеников.

10. В последнее время я стал более черствым, бесчувственным по отношению к ученикам.

11. Как правило, окружающие меня люди слишком многого требуют от меня. Они скорее утомляют меня, чем радуют.

12. У меня много планов на будущее, я верю в их осуществление.

13. Я испытываю все больше жизненных разочарований.

14. Я чувствую равнодушие и потерю интереса ко многому, что радовало меня раньше.

15. Бывает, что мне действительно безразлично происходящее с некоторыми моими учениками.

16. Мне хочется уединиться и отдохнуть от всего и всех.

17. Я легко могу создать атмосферу доброжелательности и оптимизма в отношениях с моими коллегами и в отношениях с моими учениками.

18. Я легко общаюсь с учениками и их родителями, независимо от их социального статуса и характера.

19. Я многое успеваю сделать за день.

20. Я чувствую себя на пределе возможностей.

21. Я многого еще смогу достичь в своей жизни.

22. Ученики, как правило, неблагодарные люди.

 

Посчитайте свои баллы по каждому синдрому выгорания: эмоциональному истощению, деперсонализации и редукции личностных достижений. Низкий уровень свидетельствует об отсутствии выраженности данного показателя синдрома, средний – о том, что он находится в стадии формирования, высокий уровень – о том, что он сформирован.

 

(См. таблицу.)

Показатели синдрома эмоционального выгорания

Номер утверждения

Низкий уровень

Средний уровень

Высокий уровень

MAX уровень

Эмоциональное истощение

1, 2, 3, 6*, 8, 13, 14, 16, 20

0–15

16–24

25
и больше

54

Деперсонализация

5, 10, 11, 15, 22

0–5

6–10

11
и больше

30

Редукция личностных достижений

4, 7, 9, 12, 17, 18, 19, 21

37
и больше

31–36

30
и меньше

48


 

* Обратный вопрос, который рассчитывается в обратном порядке и, таким образом, ответ ежедневно соответствует нулевому значению.

 

Стадия эмоционального истощения. Первая стадия связана с возникновением негативных переживаний, чувства эмоционального опустошения: «ничего я не хочу», «все одно и то же, ничего интересного», «как я ото всего устала, надоело все» и т.п. Эмоциональные перегрузки приводят к попытке самосохранения через отстраненность.

Стадия деперсонализации. Эта стадия связана с возникновением бесчувственного, а иногда и циничного отношения к людям, в частности, к ученикам: «им ничего не надо, а мне больше их надо?», «неблагодарные, столько сил на них трачу, и все без толку», «ученики сейчас глупые, но хитрые» и т.д. Возникающие негативные установки могут поначалу иметь скрытый характер и проявляться во внутреннем сдерживаемом раздражении, которое со временем вырывается наружу в виде вспышек раздражения или конфликтных ситуаций. Возникает формальность в отношениях учитель – ученик: «Я не воспитатель, не нянька, а учитель, дам информацию – кто хочет и может, тот поймет, а нет, так нет». Часто жертвой негативного отношения становится ни в чем не повинный человек.

Редукция личностных достижений. По мере развития синдрома проявляется снижение чувства собственной компетентности в своей работе, уменьшение ценности своей деятельности, негативное самовосприятие в профессиональном плане, снижение профессиональной мотивации, перекладывание ответственности на других. Появляется чувство собственной несостоятельности, безразличие к работе: «ничего не получается», «эта профессия – не моя, а что мое?.. не знаю…», «быстрее бы день в школе прошел», «какой смысл в моей работе – не знаю, они и без физики будут больше нас зарабатывать, а мы просто дураки». Это уже проявление третьей стадии эмоционального выгорания, которая может привести человека к обесцениванию усилий и потере веры в смысл жизни.

 

Можно сказать, что синдром эмоционального выгорания затрагивает все уровни человеческой организации, происходят изменения физического, эмоционального, интеллектуального состояний, а также изменение поведения человека.

Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»