НА САЙТ ШКОЛЫ
"Поет ворона вороненку: "МОЙ БЕЛЕНЬКИЙ"
Ежиха говорит ежонку: "МОЙ МЯГОНЬКИЙ"
Быть родителем - непростая работа.
РОДИТЕЛЬ - ЭТО НАВСЕГДА. Это не просто работа - это новое качество жизни. Мы ведь точно знаем, что у нас-то все будет по-другому, не так, как у наших родителей... И часто наступаем на старые грабли.
Но, рождая новую жизнь, нужно помнить: вам понадобиться ВСЯ ЛЮБОВЬ, КОТОРАЯ СУЩЕСТВУЕТ В МИРЕ. Любовь - единственный способ сделать родительскую работу удивительно приятной. Других сектретов нет.
То, что ребенок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. Важность семьи как института воспитания обусловлена тем, что в ней ребенок находится в течение значительной части своей жизни, и по длительности своего воздействия на личность ни один из институтов воспитания не может сравниться с семьей. В ней закладываются основы личности ребенка, и к поступлению в школу он уже более чем наполовину сформировался как личность.
Семья может выступать в качестве как положительного, так и отрицательного фактора воспитания. Положительное воздействие на личность ребенка состоит в том, что никто, кроме самых близких для него в семье людей – матери, отца, бабушки, дедушки, брата, сестры, не относится к ребенку лучше, не любит его так и не заботится столько о нем. И вместе с тем никакой другой социальный институт не может потенциально нанести столько вреда в воспитании детей, сколько может сделать семья.
Семья – это особого рода коллектив, играющий в воспитании основную, долговременную и важнейшую роль. У тревожных матерей часто вырастают тревожные дети; честолюбивые родители нередко так подавляют своих детей, что это приводит к появлению у них комплекса неполноценности; несдержанный отец, выходящий из себя по малейшему поводу, нередко, сам того не ведая, формирует подобный же тип поведения у своих детей и т.д.
В связи с особой воспитательной ролью семьи возникает вопрос о том, как сделать так, чтобы максимизировать положительные и свести к минимуму отрицательные влияния семьи на воспитание ребенка. Для этого необходимо точно определить внутрисемейные социально-психологические факторы, имеющие воспитательное значение.
Главное в воспитании маленького человека – достижение душевного единения, нравственной связи родителей с ребенком. Родителям ни в коем случае не стоит пускать процесс воспитания на самотек и в более старшем возрасте, оставлять повзрослевшего ребенка наедине самим с собой.
Именно в семье ребенок получает первый жизненный опыт, делает первые наблюдения и учится как себя вести в различных ситуациях. Очень важно, чтобы то, чему мы учим ребенка, подкреплялось конкретными примерами, чтобы он видел, что у взрослых теория не расходится с практикой. (Если Ваш ребенок видит, что его мама и папа, которые каждый день твердят ему, что лгать нехорошо, сами того не замечая, отступают от этого правила, все воспитание может пойти насмарку.)
Каждый из родителей видит в детях свое продолжение, реализацию определенных установок или идеалов. И очень трудно отступает от них.
В приведенной ниже таблице очень легко проследить как своими словами, сами того не ведая формируем неудачников или воспитываем победителей.
Победитель: "Я достоин!"
Кто не падал, тот не поднимался!
Дочка, ты - красавица!
Отличный рисунок, сын!
Поёшь ты с чувством, душевно...
Люди - самые важные ресурсы в нашей
жизни! Доверяй друзьям! Они не подведут. |
Неудачник: "Я не достоин..."
Не лезь вперед батьки в пекло!
Хватит крутиться перед зеркалом!
Ну, Модильяни из тебя, конечно, не выйдет...
И мне тоже, сынок, медведь на ухо наступил..
Гены пальцем не размажешь...
Никому нельзя доверять!
|
Если не изменить убеждения, страхи навсегда остануться с вашими детьми.
Однако одними баснями соловья не кормят. Очень заразителен личный пример. Если говорите ребенку, что нужно любить и уважать людей, а при этом каждый вечер с супругом выясняете отношения на кухне и бъёте посуду, вряд ли ребенок вам поверит. Ваше поведение не соответствует вашим словам...
Конфликтная ситуация между родителями – различные подходы к воспитанию детей.
Первая задача родителей – найти общее решение, убедить друг друга. Если придется идти на компромисс, то обязательно, чтобы основные требования сторон были удовлетворены. Когда один родитель принимает решение, он обязательно должен помнить о позиции второго.
Вторая задача - сделать так, чтобы ребенок не видел противоречий в позициях родителей, т.е. обсуждать эти вопросы лучше без него.
Дети быстро “схватывают” сказанное и довольно легко маневрируют между родителями, добиваясь сиюминутных выгод (обычно в сторону лени, плохой учебы, непослушания и т.д.).
Родители, принимая решение, должны на первое место ставить не собственные взгляды, а то, что будет более полезным для ребенка.
Как научить ребенка самостоятельности
...далее см. Стили родительского поведения