|
|
||||||||||
| |||||||||||
Роль индивидуальных особенностей учителя в развитии или блокировании синдрома эмоционального выгорания.
Вопрос о внутренних резервах педагога, о его способах совладать с трудными профессиональными ситуациями с большим интересом изучается и самими педагогами, и психологами. Что позволяет некоторым учителям оставаться физически и психически здоровыми, малоуязвимыми и «несгораемыми»?
Если человек удовлетворен работой и ее результатом и при этом он выгорает, значит стоит говорить о низкой стрессоустойчивости самого человека, низком пороге чувствительности к стрессу. Осознавая это, учителю важно уметь регулировать силу внешнего воздействия и собственную эмоциональность в ответ на эти внешние воздействия. Знаю учительницу, которая любой спокойный разговор с детьми или обращение к ним по какому-то поводу превращает в эмоциональный диспут или громкие поучения, а потом страдает от упадка сил, раздражительности, бессонницы.
Эмоциональное выгорание быстрее возникает и интенсивнее развивается у педагогов, для которых преобладающим стилем поведения в трудной ситуации является эмоционально ориентированный стиль, включающий переживание чувства вины, сосредоточенность на недостатках, чувство раздражения и беспомощности.
Итак, представители типа А реагируют на любую жизненную ситуацию как на кризисную, в их кровь выделяется в 40 раз больше стрессовых гормонов, чем у представителей типа Б. Конечно, поведение типа А не всегда приводит к эмоциональному выгоранию, такое поведение мы часто встречаем у преуспевающих, довольных жизнью людей. Однако при негативных внешних условиях и отсутствии должного самоконтроля такой тип поведения – прямая дорога к эмоциональному выгоранию.
С помощью небольшого теста выявим некоторую направленность в собственном поведении. Безусловно, мы обнаружим, что в нашем поведении сочетаются типы А и Б. Но какая же модель преобладает?
Инструкция: Подумайте о том, как вы себя ощущаете и ведете, а затем ответьте на следующие вопросы, отвечая «да» или «нет»:
1. Привычно ли для вас заниматься несколькими делами одновременно? 2. Сильно ли у вас развито чувство соревновательности? 3. Чувствуете ли вы себя виноватым, когда отдыхаете? 4. Скучаете ли вы, когда говорят другие люди? Перебиваете ли вы собеседника? 5. Пребываете ли вы в постоянной спешке? 6. Трудно ли вам терпеливо ждать? 7. Склонны ли вы скрывать свои чувства? 8. Вы говорите выразительно и громко? 9. Трудно ли вам доверять часть работы другим? 10. Быстро ли вы едите, ходите и т. п.? 11. Раздражают ли вас бездельничающие люди? 12. Ощущаете ли вы постоянное физическое напряжение? 13. Трудно ли вам понять интересы других людей? 14. Верно ли, что практически все ваши интересы связаны с работой? 15. Трудно ли вам заниматься одним делом в один момент?
Если вы ответили «да» на большую часть этих вопросов, то вы склонны относиться к типу личности А. Если же на большую часть вопросов вы дали отрицательный ответ, то вам более свойственен тип поведения Б. Определенные изменения в поведении людей типа А важны, если они хотят избежать связанных со стрессом заболеваний. Можно сознательно перенимать некоторые характеристики типа Б, например, упорядоченность своих действий, более терпимое отношение к другим людям и обстоятельствам. | |||||||||||
| |||||||||||
|